Возврат денег за товар по закону
Основной закон, регулирующий товарные отношения между продавцом и покупателем – Закон о защите прав потребителей, принятый 7 февраля 1992 года. Закон действует во всех случаях, когда потребитель делает в магазине любую покупку для личных нужд, то есть в целях, исключающих извлечение из торговой операции коммерческой выгоды. Многие покупатели имеют очень примерное представление об этом законе, чем и пользуются недобросовестные продавцы.
Нередко продавцы отказывают не только в принятии товара и возвращении за него денег, но не хотят даже обменять его на аналогичный. В качестве аргумента может говориться о том, что на момент покупки вещь полностью устраивала человека, поэтому о возврате не может быть и речи.
Цель нашей статьи – восполнить ряд пробелов в знании Закона о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП), связанных с правилами и порядком возврата качественных товаров.
Оглавление:
Можно ли вернуть качественный товар?
Законом определено, что вернуть качественную вещь, без дефектов и неисправностей, нельзя, если на то нет разумных причин. Если покупатель просто передумал использовать купленную ранее вещь, то это не является уважительной причиной для ее возврата. В ряде случаев качественный товар можно ОБМЕНЯТЬ на аналогичный, если он не подошел по некоторым признакам:
- по форме или фасону;
- по размерам и габаритам;
- по расцветке;
- по комплектации.
Последовательность действий
Существуют несколько правил, соблюдение которых поможет вернуть покупку продавцу в торговую точку:
- Вначале необходимо подсчитать, сколько времени прошло с момента покупки. Если более двух недель, то обменять или вернуть ее не получится;
- Затем стоит проверить, не входит ли купленная вещь в группу качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату (об этом чуть ниже, в отдельном разделе);
- Чтобы товар был принят продавцом, он не должен иметь следов явного использования. Идеально, если на нем сохранился ярлык, бирка и прочие атрибуты нового товара (включая заводскую упаковку);
- При возвращении товара в магазин отдается письменное заявление. В нем указываются контактные данные покупателя, подробная характеристика покупки согласно документам на нее, причина возврата и просьба обменять товар на аналогичный. Если такового товара в продаже нет, то выражается просьба вернуть за купленную вещь деньги;
- К заявлению покупатель прикладывает кассовый чек (если он был сохранен) или другой документ, подтверждающий покупку. Написать заявление и передать продавцу одну из его копий можно только при наличии паспорта;
- Дополнительно придется сообщить менеджеру причину, по которой необходимо обменять или вернуть вещь, а также указать способ возврата денег (наличными или на банковскую карту);
- Написать заявление необходимо в двух экземплярах, один из которых передается в магазин, а на второй копии продавец должен поставить дату, свою подпись с расшифровкой и должность. Второй экземпляр остается у покупателя в качестве гарантии того, что заявление после его ухода не выбросят в мусорную корзину.
Передача товара на обмен или возврат заверяется актом приема-передачи, в котором приводится полная характеристика товара и делается описание его внешнего вида. Акт подписывается обеими сторонами. Максимальный срок, в течение которого покупателю вернут деньги – 3 дня после подачи заявления (если речь идет о наличных). На пластиковую карту продавец возвращает деньги в течение 10 дней.
При просрочке возврата денег или отказе в приеме товара покупатель может обратиться в суд для защиты своих прав. За каждый день просрочки покупатель имеет право получить компенсацию в размере 1% от суммы товара.
Товары, не подлежащие обмену или возврату
Полный перечень товаров надлежащего качества, которые невозможно вернуть продавцу (обменять), представлен в Постановлении Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года. Данный список включает полтора десятка различных видов товаров:
- лекарства и другие препараты и средства личной гигиены;
- парфюмерные и косметические изделия;
- текстильные, швейные и трикотажные изделия, включая чулки, носки, белье;
- пластиковые контейнеры и другие полимерные изделия, предназначенные для контакта с пищей;
- бытовая химия и агрохимикаты;
- предметы домашней мебели;
- ювелирные изделия, предметы из драгоценных камней и металлов;
- автомобили и иные транспортные средства;
- технически сложные товары (в том числе бытовая техника);
- гражданское оружие и патроны;
- животные, растения;
- книги и прочие непериодические печатные изделия, в том числе на технических носителях.
Указанные категории товаров подлежат возврату или обмену только при наличии у них дефекта, заводского брака и иных повреждений, не вызванных неправильной эксплуатацией.
Подробности о сроках возврата
Как мы уже говорили, вернуть качественный или бракованный продукт по закону необходимо в течение 14 дней (2 недели), которые отсчитываются с момента покупки, отображенного в кассовом или товарном чеке. Исключением можно считать составление договора между продавцом и покупателем, в котором четко оговаривается срок гарантии и срок, во время которого возможен возврат вещи. К примеру, срок гарантии зимней обуви может начинаться лишь с начала зимнего сезона (1 декабря).
Если товар был куплен через интернет
Покупка товаров через интернет имеет ряд особенностей. Вместе с приобретенным товаром, доставленным покупателю, магазин обязан предоставить к нему:
- подробное описание на русском языке;
- сертификат и информацию о безопасном использовании продукта;
- руководство по эксплуатации;
- сведения об утилизации.
Продавец обязан уведомить покупателя о сроке гарантии, особенностях ремонта товара, а также предоставить все свои контакты, включая свой почтовый адрес или адрес изготовителя. Особенно важно обратить внимание на наличие информации о правилах и сроках возврата продукции.
Досудебная претензия
Если продавец отказывается делать возврат, то перед подачей иска в суд стоит попробовать направить ему досудебную претензию. Что должно в ней содержаться?
- полное наименование организации-продавца, ее адрес и ФИО руководителя;
- ФИО и контактные данные заявителя;
- объяснение сложившейся ситуации;
- требования потребителя и их законные обоснования;
- дата и подпись заявителя.
В качестве дополнения к претензии прикрепляют реквизиты, по которым можно вернуть деньги покупателю. Документ составляется в 2 экземплярах, на одном из которых сотрудник магазина ставит отметку о принятии (дата, ФИО, должность). Этот экземпляр остается у потребителя.
В случае, если магазин проигнорирует письменную претензию, отказав в удовлетворении требований, можно подавать исковое заявление, к которому необходимо приложить свою копию претензии. Это послужит доказательством попытки мирного решения конфликта при судебных разбирательствах.
Образцы заявлений