Получите юридическую консультацию по телефону в России
+7 (800) 301-76-38

Возврат денег за товар по закону

Обновлено 20-09-2019

Основной закон, регулирующий товарные отношения между продавцом и покупателем – Закон о защите прав потребителей, принятый 7 февраля 1992 года. Закон действует во всех случаях, когда потребитель делает в магазине любую покупку для личных нужд, то есть в целях, исключающих извлечение из торговой операции коммерческой выгоды. Многие покупатели имеют очень примерное представление об этом законе, чем и пользуются недобросовестные продавцы.

Нередко продавцы отказывают не только в принятии товара и возвращении за него денег, но не хотят даже обменять его на аналогичный. В качестве аргумента может говориться о том, что на момент покупки вещь полностью устраивала человека, поэтому о возврате не может быть и речи.

Цель нашей статьи – восполнить ряд пробелов в знании Закона о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП), связанных с правилами и порядком возврата качественных товаров.

Можно ли вернуть качественный товар?

Законом определено, что вернуть качественную вещь, без дефектов и неисправностей, нельзя, если на то нет разумных причин. Если покупатель просто передумал использовать купленную ранее вещь, то это не является уважительной причиной для ее возврата. В ряде случаев качественный товар можно ОБМЕНЯТЬ на аналогичный, если он не подошел по некоторым признакам:

  • по форме или фасону;
  • по размерам и габаритам;
  • по расцветке;
  • по комплектации.
Продукт надлежащего качества в соответствии с п. 1 ст. 25 ЗоЗПП может быть возвращен только в течение 14 дней с момента совершения покупки. Рассчитывать на получение денег за вещь можно только в случае отсутствия у продавца аналогичного товара, которым можно заменить сданную потребителем покупку.

Последовательность действий

Существуют несколько правил, соблюдение которых поможет вернуть покупку продавцу в торговую точку:

  • Вначале необходимо подсчитать, сколько времени прошло с момента покупки. Если более двух недель, то обменять или вернуть ее не получится;
  • Затем стоит проверить, не входит ли купленная вещь в группу качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату (об этом чуть ниже, в отдельном разделе);
  • Чтобы товар был принят продавцом, он не должен иметь следов явного использования. Идеально, если на нем сохранился ярлык, бирка и прочие атрибуты нового товара (включая заводскую упаковку);
  • При возвращении товара в магазин отдается письменное заявление. В нем указываются контактные данные покупателя, подробная характеристика покупки согласно документам на нее, причина возврата и просьба обменять товар на аналогичный. Если такового товара в продаже нет, то выражается просьба вернуть за купленную вещь деньги;
  • К заявлению покупатель прикладывает кассовый чек (если он был сохранен) или другой документ, подтверждающий покупку. Написать заявление и передать продавцу одну из его копий можно только при наличии паспорта;
  • Дополнительно придется сообщить менеджеру причину, по которой необходимо обменять или вернуть вещь, а также указать способ возврата денег (наличными или на банковскую карту);
  • Написать заявление необходимо в двух экземплярах, один из которых передается в магазин, а на второй копии продавец должен поставить дату, свою подпись с расшифровкой и должность. Второй экземпляр остается у покупателя в качестве гарантии того, что заявление после его ухода не выбросят в мусорную корзину.

Передача товара на обмен или возврат заверяется актом приема-передачи, в котором приводится полная характеристика товара и делается описание его внешнего вида. Акт подписывается обеими сторонами. Максимальный срок, в течение которого покупателю вернут деньги – 3 дня после подачи заявления (если речь идет о наличных). На пластиковую карту продавец возвращает деньги в течение 10 дней.

При просрочке возврата денег или отказе в приеме товара покупатель может обратиться в суд для защиты своих прав. За каждый день просрочки покупатель имеет право получить компенсацию в размере 1% от суммы товара.

Товары, не подлежащие обмену или возврату

Полный перечень товаров надлежащего качества, которые невозможно вернуть продавцу (обменять), представлен в Постановлении Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года. Данный список включает полтора десятка различных видов товаров:

  • лекарства и другие препараты и средства личной гигиены;
  • парфюмерные и косметические изделия;
  • текстильные, швейные и трикотажные изделия, включая чулки, носки, белье;
  • пластиковые контейнеры и другие полимерные изделия, предназначенные для контакта с пищей;
  • бытовая химия и агрохимикаты;
  • предметы домашней мебели;
  • ювелирные изделия, предметы из драгоценных камней и металлов;
  • автомобили и иные транспортные средства;
  • технически сложные товары (в том числе бытовая техника);
  • гражданское оружие и патроны;
  • животные, растения;
  • книги и прочие непериодические печатные изделия, в том числе на технических носителях.

Указанные категории товаров подлежат возврату или обмену только при наличии у них дефекта, заводского брака и иных повреждений, не вызванных неправильной эксплуатацией.

Подробности о сроках возврата

Как мы уже говорили, вернуть качественный или бракованный продукт по закону необходимо в течение 14 дней (2 недели), которые отсчитываются с момента покупки, отображенного в кассовом или товарном чеке. Исключением можно считать составление договора между продавцом и покупателем, в котором четко оговаривается срок гарантии и срок, во время которого возможен возврат вещи. К примеру, срок гарантии зимней обуви может начинаться лишь с начала зимнего сезона (1 декабря).

Если товар покупается удаленно, через интернет, то отсчет 14 дней для возврата начинается с момента доставки товара покупателю курьерской службой или почтой. Технически сложные товары возвращаются в двухнедельный срок только в том случае, если в них обнаружен недостаток (даже малозначительный – плохо нажимается кнопка). По истечении этого времени возврат возможен при наличии серьезного дефекта или заводского брака.

Если товар был куплен через интернет

Покупка товаров через интернет имеет ряд особенностей. Вместе с приобретенным товаром, доставленным покупателю, магазин обязан предоставить к нему:

  • подробное описание на русском языке;
  • сертификат и информацию о безопасном использовании продукта;
  • руководство по эксплуатации;
  • сведения об утилизации.

Продавец обязан уведомить покупателя о сроке гарантии, особенностях ремонта товара, а также предоставить все свои контакты, включая  свой почтовый адрес или адрес изготовителя. Особенно важно обратить внимание на наличие информации о правилах и сроках возврата продукции.

Стандартный срок возврата вещи, купленной удаленно – 7 дней с момента ее получения. Однако если продавец (производитель) в письменном виде не уведомил об этом, то покупатель получает право вернуть качественный продукт в срок 3 месяца. Отказаться от покупки товара и забрать деньги можно в любой момент до его отправки по почте или через курьера. Письменный отказ составляется и в момент доставки вещи, если ее характеристики не соответствуют заявленным производителем или продавцом.

Досудебная претензия

Если продавец отказывается делать возврат, то перед подачей иска в суд стоит попробовать направить ему досудебную претензию. Что должно в ней содержаться?

  • полное наименование организации-продавца, ее адрес и ФИО руководителя;
  • ФИО и контактные данные заявителя;
  • объяснение сложившейся ситуации;
  • требования потребителя и их законные обоснования;
  • дата и подпись заявителя.

В качестве дополнения к претензии прикрепляют реквизиты, по которым можно вернуть деньги покупателю. Документ составляется в 2 экземплярах, на одном из которых сотрудник магазина ставит отметку о принятии (дата, ФИО, должность). Этот экземпляр остается у потребителя.

В случае, если магазин проигнорирует письменную претензию, отказав в удовлетворении требований, можно подавать исковое заявление, к которому необходимо приложить свою копию претензии. Это послужит доказательством попытки мирного решения конфликта при судебных разбирательствах.

Образцы заявлений

Скачать бланк заявления об обмене товара надлежащего качества — Формат *doc ; Размер 26кб

Скачать бланк заявления на возврат товара надлежащего качества — Формат *doc ; Размер 26кб

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

【ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ】 ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ЗА ТОВАР ПО ЗАКОНУ
Получите юридическую консультацию по телефону или прямо на сайте.
Это совершенно бесплатно!
Москва и область (круглосуточно)
+7 495 221-52-31
Бесплатно по России
8 800 700-73-01
Бесплатная юридическая помощь
  • 95% успешных дел
  • Конфиденциально
  • Профессиональные юристы
Задать свой вопрос юристу