Исковое заявление в суд по защите прав потребителя

Как обратиться в суд, если нарушены права потребителя? При возникновении споров и конфликтов между продавцом и покупателем необходимо руководствоваться Законом «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), в котором четко прописана процедура досудебного урегулирования. В первую очередь речь идет о статьях 18 и 29 указанного закона. Только следование указанным в законе рекомендациям и подача письменной претензии к продавцу поможет в дальнейшем выиграть дело в суде.

Проблема в том, что в досудебном порядке далеко не всегда удается отстоять свои права. Продавец может игнорировать устное или письменно обращение покупателя или ссылаться на различные статьи ЗоЗПП, доказывающие его правоту. В этих случаях единственным возможным решением спора служит обращение в суд. Но как именно составить это обращения, какие документы к нему приложить и в какой суд направить?

Способы урегулирования конфликта продавца и покупателя

Существует несколько способов досудебного урегулирования конфликта между покупателем и продавцом. Вначале необходимо устно обратиться к продавцу товара или компании, оказывающей определенную услугу, и подробно описать сложившуюся ситуацию. Стоит попросить продавца урегулировать вопрос мирно, до обращения в суд. Если потребитель отлично знаком с ЗоЗПП и своими правами, то решить проблему зачастую можно уже на этом этапе.

Если устное обращение не привело к желаемому результату, то предстоит написать письменную претензию. Без нее суд не примет исковое заявление. В претензии подробно излагается проблема, и выдвигаются требования к продавцу, приводятся ссылки на статьи закона, которые были нарушены. Только в случае, когда магазин не ответил на претензии или отказал в ее удовлетворении, следует подавать иск в суд.

За нарушение ЗоЗПП предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Какие именно права потребителя чаще всего требуют отстаивания в судебном порядке?

  • Информация. Потребитель вправе получать полную информацию о продукте или услуге и иметь доступ к сертификатам качества, ГОСТам и прочей документации. Если купленный товар не соответствует заявленной о нем информации, то это уже служит основанием для подачи претензии и судебного иска;
  • Качество. Потребитель имеет право на качественные товары, которые полностью соответствую государственным и международным нормативным актам, техническим нормативам и прочим правовым документам. Если же ему продали некачественный товар (оказали некачественную услугу), то это является грубейшим нарушением закона;
  • Возмещение причиненного ущерба. Если использование некачественного товара привело к получению материального или морального ущерба, то потребитель имеет полное право на покрытие всех убытков;
  • Санитарные и гигиенические нормы. Все товары и услуги должны быть полностью безопасными для здоровья и жизни потребителя, а также для его имущества.

Куда подать иск о защите прав потребителей?

Потребитель вправе выбрать самостоятельно суд, в который будет подан иск. Это может быть судебный орган:

  • По месту жительства потребителя. Это может быть не только адрес постоянной прописки, но и адрес временной регистрации (по месту пребывания);
  • По месту расположения продавца (по юридическому адресу организации). Иск может быть направлен в суд и по адресу регистрации филиала фирмы. Если иск выдвигается индивидуальному предпринимателю, то подавать его можно по адресу проживания ИП;
  • По месту составления договора или его исполнения.
Когда иск выдвигается перевозчику груза или пассажиров, то подаваться он должен в суд только по адресу постоянного нахождения этого перевозчика.

Как подать заявление в суд?

  • Первый способ – направить его по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.
  • Второй – передать судье в руки на личном приеме.
  • Третий – передача иска лично в канцелярию или экспедицию суда (секретарю).

В какой обратиться суд, мировой или районный, зависит от стоимости иска. Если сумма иска менее 50 тысяч рублей, то дело рассматривает мировой судья. Если сумма превышает 50 тысяч рублей, то иск передается в районный суд. Также районный суд рассматривает иски неимущественного характера и имущественные иски, не подлежащие оценке (в том числе иски о возмещении морального вреда).

Составление искового заявления

Подать иск в суд необходимо сразу по истечении 10 дней после передачи претензии продавцу, в течение которых он так и не удовлетворил требования покупателя или вовсе не ответил на них. Но составить иск лучше заранее, не дожидаясь ответа, что поможет максимально оперативно решить проблему. Важно составить заявление грамотно, это значительно повысит шансы выиграть дело в суде.

Каковы правила составления иска?

  1. Информация в правом верхнем углу иска. Угловой штамп должен содержать информацию о суде, в который подается заявление, о заявителе (его фамилия, имя, отчество и адрес постоянной регистрации или временной прописки), об ответчике (наименование организации или ФИО, адрес проживания для ИП). В конце штампа ставится сумма иска (для имущественных исков, у которых можно определить стоимость);
  2. Ниже угловой информации располагается название документа. Оно должно быть конкретным. Например, «Исковое заявление о возврате некачественного товара и возмещении ущерба, причиненного его использованием»;
  3. Описательная часть, в которой подробно излагается последовательность действий до возникновения необходимости обращения в суд;
  4. Констатирующая часть. В ней должны быть отражены все законы и нормативные акты, которые послужили основанием для подачи искового заявления, то есть исполнение которых было нарушено продавцом;
  5. Изложение материального ущерба, который понес потребитель по вине продавца. Все затраты должны быть подтверждены документально (чеки, квитанции, ордера). После подробного перечисления расходов должна быть приведена сводная информация об общем размере понесенных убытков (в национальной валюте);
  6. Список прилагаемых к иску документов. Они должны подтверждать законность требований потребителя и относиться только к сути рассматриваемого дела;
  7. Подпись истца и дата подачи искового заявления.

Отдельно стоит сказать о том, что именно следует излагать в описательной части иска. Первым делом указывается число, в которое был приобретен товар (или заключен договор на оказание услуг). Далее описываются те обстоятельства, при которых произошло нарушение потребительских прав или которые вызвали угрозу жизни, здоровью потребителя. Подробно излагаются все попытки урегулировать возникший спор между продавцом и покупателем (устное обращение в магазин, подача досудебной претензии к возврату товара или его обмену).

Если были предприняты какие-либо действия по самостоятельному устранению нарушения прав (диагностика товара, его экспертиза и ремонт), то их тоже следует подробно описать. Дополнительно излагаются результаты самостоятельного устранения неисправностей, которые подтверждаются документально и служат основанием подачи иска. Также описываются все попытки избежать обращения покупателя в суд, в том числе реакция продавца на угрозу подачи иска и на передачу ему письменной претензии.

Какие документы прилагаются к иску?

Документы, которые требуется прилагать к исковому заявлению, изложены в статье 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Какие именно это документы?

  1. Копии судебного иска (по числу участвующих в деле сторон);
  2. Разнообразные документы, на основании которых выдвигаются исковые требования (оригиналы и копии для ответчика и иных лиц, участвующих в процессе). Поскольку речь идет об иске о защите прав потребителей, то это может быть договор купли-продажи или договор оказания услуг (договор подряда), товарный или кассовый чек, прочие документы, подтверждающие покупку (выписка из счета в банке, квитанция). Нелишним будет приложить и акт экспертизы качества товара, отчет об оценке стоимости работ по ремонту товара или устранению его дефектов (если имеются);
  3. Доверенность на представление интересов истца в судебном процессе (если истец не может самостоятельно участвовать в процессе);
  4. Копия досудебной претензии, направленной продавцу, с отметкой о принятии (или копия почтового уведомления о вручении). Если на претензии был дан письменный отказ, то потребуется и его копия;
  5. Квитанция об оплате государственной пошлины.
Подача исков о защите прав потребителей в суды освобождается от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 ЗоЗПП). Пошлина в случае подачи иска по защите потребительских прав оплачивается только в том случае, если цена иска превысила 1 миллион рублей.

Может ли судья отказать в приеме иска?

Иногда суд может не принять заявление о защите потребительских прав. Какими именно статьями закона он в этом случае будет руководствоваться? Речь идет о статье 134 ГПК РФ. Законные основания отказа в возбуждении дела о нарушении потребительских прав следующие:

  • Заявление рассматривается в ином судебном порядке (к примеру, в порядке уголовного делопроизводства);
  • Заявление подано гражданином или организацией, которые не имеют права на подачу иска или в нем не затрагиваются права и законные интересы заявителя;
  • По текущему иску уже было вынесено решение суда или определение суда о прекращении делопроизводства из-за отказа потребителя от иска или из-за достижения сторонами мирного соглашения;
  • По иску уже имеется решение третейского суда, за исключением случаев, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа о принудительном исполнении этого решения.

Образцы исков

Скачать типовой иск о защите прав потребителей: Размер 32кб ; Формат *doc

Скачать образец составления иска о защите прав потребителей: Размер 36кб ; Формат *doc

Комментарии

Присоединитесь к обсуждению

Ваш e-mail не будет опубликован.