Подлежат ли возврату ювелирные изделия в магазин по закону?
Понятие «ювелирные изделия» четко прописано в актах подзаконного характера: в Приказе от Роскомдрагмета от 30.10.1996 под N146.
К ювелирным изделиям причисляются вещи из драгоценных металлов и сплавов. Их обработка может осуществляться с использованием различного рода камней: драгоценных, полудрагоценных, поделочных. Ювелирные изделия в жизни применяются в качестве украшений, предназначенных для использования в быту человеком. А также как медали и памятные знаки.
Ювелирные изделия – товары с ограниченным оборотом, что означает наличие у продавца лицензии на реализацию продукции. Но этот факт не оказывает влияния на алгоритм возврата драгоценностей, если они были проданы с ненадлежащим качеством. Потребитель имеет полный спектр прав и обязанностей, предусмотренных НПА.
Можно ли вернуть ювелирное изделие
Возврат товаров, имеющих плохое качество, порядок и сроки прописаны в N2300-1 ФЗ от 1992. Закон позволяет потребителям защитить права путем передачи продукции ненадлежащего качества потребителю или посреднику, ее реализующему. Некоторые товары имеют особенный порядок возврата, указанный в подзаконных актах, конкретизирующих положения федерального закона.
Ст. 18 указанного закона устанавливает, что покупатель вправе рассчитывать на возврат ювелирных изделий, но при условии, что продавец не заранее ничего не сказал о недочетах товара. Столь жесткие условия возврата связаны с действующим Постановлением под N 55 от 19.01.1998 российского Правительства.
Согласно тексту подзаконного акта, рассматриваемые вещи относятся к товарам, которые не могут быть возвращены, обменены в стандартном порядке. Таким образом, эти манипуляции возможны только при условии того, что изделие имеет брак от производителя, либо поломка случилась по причине, на которую покупатель не мог повлиять. И обмен, возврат происходит только в течение гарантийного срока.
Основания
По закону, потребитель, который купил ювелирное изделие, имеющее ненадлежащее качество, имеет право:
- обменять его на аналогичное, не имеющее брака;
- заменить на другое, по иной стоимости;
- требовать устранения недостатка за счет продавца;
- возместить затраты, если покупатель самостоятельно устранил брак;
- возвратить уплаченные за товар деньги с передачей продавцу ювелирного изделия.
Права покупателя
Перед тем как углубиться в содержание прав, необходимо понимать, что в случае с ювелирными изделиями сделать нельзя. Например, если платье возвращается в магазин, если не подходит по фасону, то ювелирное изделие не принимается по этой причине. Если изделие некачественное, то это подтверждается проведением экспертизы.
Ситуации, при которых добросовестный потребитель вправе рассчитывать на возврат:
- передача товара обратно из золота или серебра возможна при наличии брака, допущенного производителем в заводских условиях;
- проба, находящаяся на товаре, не соответствует его качеству;
- поломка ювелирного изделия (например, браслета);
- на товаре появились дефекты.
Надлежащего качества
Если ювелирное изделие куплено, товар – надлежащего качества, он не подлежит возврату. Это указано в Постановлении Правительства, указанного выше. В этом состоит особенность этой категории товаров.
Ненадлежащего качества
Условием возврата выступает плохое качество товара. Если изделие соответствует стандартам ГОСТа, вернуть его нельзя.
- несоответствие ГОСТу подразумевает, что его возвращают обратно продавцу, если отмечается:
- отсутствие пробы;
- ее несоответствие информации, указанной на бирке (по факту, кольцо из золота оказывается из позолоты);
- выпадение камней;
- поломка часов, браслетов до истечения срока гарантии;
- обнаружение недостатков на цепочках, браслетах, сломанная застежка.
Как вернуть ювелирное изделие
Гражданин при передаче изделия обратно продавцу должен соблюдать сроки. В частности, с момента обнаружения недостатка потребитель обязан в течение двух недель передать изделие обратно. Если в товаре будет обнаружен ранее неявленный брак, то в течение полугода.
Но это общее правило. Потребитель может вернуть товар в течение срока гарантии. На практике, этот период устанавливается производителем. Если последний не обозначит гарантийную дату, продавец может самостоятельно ее указать. Поэтому сроки могут отличаться друг от друга.
Для того чтобы сдать товар ненадлежащего качества в магазин, необходимо написать претензию на имя руководителя торговой точки. В ней указать паспортные данные покупателя: фамилию, имя, отчество, адрес места регистрации. В тексте письма необходимо объяснить причины, побудившие человека возвратить товар обратно продавцу.
Сотрудники, работающие в торговой точке, могут отказать в возврате денег, а также в других действиях, которые просит покупатель. Например, в обмене товара. Но на это должны быть следующие причины:
- несоблюдение сроков;
- недостатки товара, которые были выявлены после совершения сделки по купле-продаже;
- истечение гарантийного срока.
Как вернуть изделие в ломбард
Порядок возврата не отличается от требований, предъявляемых к любой торговой точке. Обмен товаров из драгоценных металлов происходит по правилам, установленным ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
В ломбарде часто продается золото, не выкупленное владельцами. По истечении определенного срока, организация становится собственником заложенной вещи. И может ее продавать. В случае обмана потребителя и введение его в заблуждение относительно потребительских качеств товара, на ломбард налагается штраф. Его размер – от 100000 до 500000. Сумма достаточно существенная, даже для юридического лица. Ломбарды существуют только в этой организационно-правовой форме, ИП не имеет права на этот вид деятельности.
Проведение экспертизы
Экспертиза, предметом которой выступают ювелирные изделия, представляет проверку их соответствия требованиям, которые установлены государственными стандартами и правовыми актами.
Процедура включает в себя действия эксперта, которые последовательно сменяют друг друга. Основные стадии процесса:
- Рассмотрение заявления от лица, инициатора проверки.
- Осмотр бракованного товара на наличие пломб. Эксперт в работе использует разные методы, выявляет следы эксплуатации, влияние на формирование дефектов, из-за которых вещь была сдана на экспертизу. Иногда специалист прибегает к услугам лабораторных методов исследования.
- По результатам проверки составляется документ. Это акт, который играет роль доказательства в суде. Акт важен с точки зрения того, что в нем детально описывается предмет, который подвергался экспертизе, наличие дефекта и его происхождение, техническая и правовая база, на основе которой было осуществлено исследование. И выводы эксперта относительно вещи.
Как составить и подать претензию продавцу
Претензия составляется в письменной форме. Документ можно написать дома или непосредственно в стенах магазина. К нему прикладываются чеки, которые были выданы продавцом на товар.
В шапке документа пишется — от чьего имени он составляется и кому адресован. Обычно – это директор магазина, где был куплен брак. В тесте претензии описывается момент покупки и обнаруженный дефект. Также фиксируется просьба покупателя. Претензия подается в двух экземплярах, на одном из которых уполномоченный сотрудник магазина расписывается в получении.
Образец
Сроки рассмотрения претензии и возврата денег
Претензия, поступившая от покупателя, рассматривается месяц. По факту, директор торговой точки может отказать или принять просьбу покупателя.
Сроки зависят от требуемых представителей торговой точки действий:
Действия | Срок |
обмен товара на аналогичный | 7 дней при наличии товара
30 дней при его отсутствии |
проведение экспертизы на соответствие изделия стандартам | 20 дней |
устранение недостатков | 45 дней |
Что делать, когда отказали в возврате
Проблемы часто возникают у граждан, которые приобрели бракованный товар. Большинство граждан обращается за помощью в Роспотребнадзор. Это орган, в компетенцию которого входит рассмотрение дел, связанных с административными правонарушениями. В работоте уполномоченный орган опирается на статьи закона. В частности, 14.4 и 23.49 КОАП.
Роспотребнадзор реагирует на жалобы, поступившие от граждан. Государственный орган проводит проверки продавца с целью выявления нарушений с его стороны.
Часто, когда сумма, уплаченная за товар, большая, потребитель обращается за помощью в суд. Составление искового заявления требует юридической грамотности. Необходимо собрать доказательства того, что продавец игнорирует интересы покупателя, а также законные положения.
Обращение в суд
Статья 17 N2300-1 ФЗ прописывает, что потребитель, если нарушены его права, обращается в суд за защитой своих интересов.
Иск подается, если продавец отказывается удовлетворять претензии покупателя, как устно, так и письменно. Претензия, предварительно поданная на имя директора, выступает досудебным порядком рассмотрения спорного вопроса.
Составленное заявление сопровождается имеющимися процессуальными документами. Их список включает в себя:
- копия претензии;
- ответы продавца на письменный диалог покупателя;
- чеки, доказывающие факт покупки товара;
- информация и выводы проведенной экспертизы;
- гарантийные данные.
В иске, адресованному от имени покупателя, содержатся сведения:
- реквизиты суда;
- информация об истце: паспортные данные, телефоны для связи;
- сведения об ответчике: паспортные данные, адрес места жительства, контакты;
- суть нарушения прав покупателя;
- обстоятельства, в которых произошло нарушение прав: необходимо указать на нарушение сроков обмена, отказ продавца от возврата денег и иные обстоятельства.
Подсудность иска зависит от размера требований. Если потребитель требует сумму, которая не превышает 50000, то ему следует обращаться в мировой суд. Если заявленная сумма больше, иск передается в городской (районный) суд.
Направить заявление истец вправе в суд по месту жительства, нахождения ответчика – юридического лица или ИП, а также по месту оформления договора купли-продажи.
Стоимость государственной пошлины также зависит от размера исковых требований. Если сумма не выше одного миллиона рублей, сбор не платится государству за оказание услуги.
В случае продажи гражданину ювелирного изделия ненадлежащего качества, продавец обязан вернуть обратно вещь или передать за нее оплаченную сумму. Нередко на этом этапе возникают проблемы: драгоценности характеризуются высокой стоимостью, что приводит к нежеланию продавца принимать или их обменивать. Если на написанную от имени покупателя претензию реакции не будет, последний имеет право обращаться за помощью к государственным органам, уполномоченным решать спорный вопрос. Это Роспотребнадзор или суд.
- 95% успешных дел
- Конфиденциально
- Профессиональные юристы