Дом под материнский капитал
Одним из направлений расходования средств из материнского капитала является улучшение жилищных условий семьи. В это понятие входит покупка жилой недвижимости – дома или квартиры. В данной статье описан способ покупки дома с привлечением средств МК без посредников.
Чтобы купить дом под материнский капитал без посредников необходимо пройти следующие этапы:
- Поиск продавца
- Сбор документов
- Визит в Росреестр
- Визит в Пенсионный фонд
- Проверка документов в ПФР в течение 2-х месяцев
- Повторный визит в Росреестр
К тому же покупка недвижимости на МК имеет еще один нюанс – материнский капитал перечисляется непосредственно на банковский счет продавца без участия покупателя и только после проверки всех документов Пенсионном фондом в течение двух месяцев с момента подачи заявки на реализацию сертификата МК.
То есть, при покупке дома продавец получает деньги только через два месяца в случае, если стоимость недвижимости не превышает размера субсидии.
Если стоимость дома выше 453 026 рублей (размер МК в 2015 году), покупатель сначала должен оплатить недостающую долю сумму из собственных средств, предоставить документы об этом в ПФ, но сумму в 453 026 рублей продавец все равно получит только в течение двух месяцев.
Если частный дом под материнский капитал приобретается в ипотеку, продавец получает деньги непосредственно от банка и в полном объеме.
Как купить дом под материнский капитал – этапы
Как указано выше, первый этап – поиск продавца. Продавец может быть физическим лицом либо юридическим лицом (строительной компанией). При покупке частного дома это обычно физическое лицо, продающее недвижимость в частной собственности.
Сбор документов
Для оформления покупки на средства материнского капитала со стороны продавца должны быть предоставлены копии следующих документов:
- Свидетельство о госрегистрации права – выдается в Росреестре, оформляется как на земельный участок, так и на сам дом;
- Документ основания регистрации права – продавец должен предоставить документ с указанием основания права собственности (договор купли-продажы с предыдущим владельцем, к примеру);
- Справка о прописанных в доме – продавец должен предоставить выписку со списком лиц, прописанных в доме;
- Согласие супруга/супруги на продажу дома в письменном виде – согласие должно быть заверено нотариально (ориентировочная стоимость оформления — 1000 рублей);
- Реквизиты банковского счета – так как все платежи при реализации материнского капитала происходят безналичным расчетом, наличие банковского счета обязательно для продавца; оплата собственных средств может производиться покупателем как наличным, так и безналичным расчетом – главное, чтобы в наличии был письменный документ, подтверждающий факт оплаты;
- Паспорт продавца.
Покупатель также со своей стороны должен собрать определенный пакет документов. Стоит отметить, что документы должны собираться на всех членов семьи (супруги и дети), так покупка с привлечением субсидии обязательно включает в себя общее долевое участие в собственности.
- Паспорт гражданина РФ от супруга и супруги;
- Свидетельства о рождении детей;
- Свидетельство о регистрации брака;
- Свидетельство о расторжении брака (опционально) – предоставляется заявителем в случае, если один из детей в семье был рожден в другом браке;
- Свидетельство о смене фамилии – предоставляется в случае, если один из супругов или детей менял фамилию;
- Сертификат на материнский капитал;
- Справка о состоянии счета в фонде материнского капитала;
- Нотариально заверенный договор купли-продажи с отсрочкой платежа;
Росреестр
Следующим этапом будет посещение Росреестра. При посещении Росреестра должны присутствовать продавец, а со стороны покупателей: супруги и совершеннолетние дети. В ходе переоформления собственности необходимо будет оплатить госпошлину, которая составляет 200 рублей за экземпляр документа. На одного человека оформляется два экземпляра (на дом и на земельный участок), следовательно, 400 рублей – размер госпошлины, который необходимо будет оплатить. Если в процессе участвуют 4 человека (включая продавца), госпошлина составит 1600 рублей.
Пенсионный фонд
После получения документов в Росреестре покупатель должен зайти в Пенсионный фонд с продавцом (можно без детей) и предоставить следующие документы:
- Паспорт матери;
- Свидетельство о рождении детей;
- Нотариально заверенный договор купли-продажи;
- Свидетельство о регистрации брака;
- Свидетельство о расторжении брака (опционально);
- Свидетельство о смене имени (опционально);
Если дом покупается в ипотеку, к этим документам также должна быть добавлены выписка из банка об условиях займа.
Продавец должен предоставить только паспорт и сведения о свете в банке. На проверку всех документов уходит около 2-х месяцев. По истечении этого перерыва сумма необходимых денежных средств списывается со счета в Пенсионном фонде в пользу продавца.
Обращение в Росреестр
Последний этап – повторное обращение в Росреестр. При оформление свидетельства о госрегистрации права собственности в случае покупки недвижимости с участием материнского капитала на него налагается обременение, так как сделка не считается завершенной, а право собственности полным до полного погашения задолженности перед продавцом и реализации сертификата на материнский капитал. Поэтому на документ о регистрации права собственности налагается обременение.
Последнее обращение в Росреестр необходимо для снятия данного обременения. Для этого нужно обратиться в Росреестр с участием всех совершеннолетних членов семьи и продавца. После этого процесс завершения покупки жилого дома можно считать завершенным.
Как потратить материнский капитал на дом в деревне
На материнский капитал можно купить дом в строительстве или домик в деревне. В этом случае процесс привлечения средств из бюджета отличается, если планируется приобретение дома в другой области или областном центре.
Стоит отметить, что есть две программы оказания помощи молодым семьям посредством предоставления материнского капитала — федеральная и региональная. К примеру, федеральная программа действует по всей территории России и применима ко всем гражданам РФ вне зависимости от места жительства – главное, чтобы средства из фонда тратились на территории страны.
Региональная программа у каждого региона своя, при этом не везде такая программа действует. К примеру, в Москве и области действует только федеральная программа, но в республике Тыва и на Алтайском крае есть возможность принять участие в региональной программе за третьего и четвертого ребенка в семье.
Так как все процессы – от регистрации до получения документов, проходят децентрализовано, отдельно в каждом субъекте Российской Федерации, документы должны подаваться в местные отделения, в районах, где производится покупка жилья.