Правила проезда перекресткоы
В соответствии с Правилами дорожного движения перекрестками называются места пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, которые ограничены воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, самые удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
Выезды с прилегающих территорий перекрестками не считаются. Существует множество видов перекрестков, на каждом из которых установлены свои правила проезда. Кроме того, есть и общие правила проезда перекрестков, действующие в любых ситуациях.
Оглавление:
- Основные виды перекрестков
- Основные правила проезда перекрестков
- Правила проезда регулируемых перекрестков
- Действия водителя при смене сигнала светофора на перекрестке
- Как быть, если светофоры на перекрестке перестали работать?
- Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
- Правила проезда круговых перекрестков
- Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
Основные виды перекрестков
По типу все дорожные перекрестки делятся на:
- Регулируемые.На таких перекрестках всегда есть светофоры, в том числе с несколькими дополнительными секциями. Регулируемыми считаются также перекрестки, на которых функцию светофора выполняет регулировщик;
- Нерегулируемые равнозначные перекрестки.Нет светофора, нет главных и второстепенных дорог;
- Нерегулируемые неравнозначные перекрестки.Без светофора, есть главная и второстепенные дороги, обозначенные знаками приоритета.
По виду (конструкции) перекрестки можно разделить на множество видов, опишем лишь самые основные из них:
- Круговые.Несколько дорог сходятся в едином кольце. Когда водитель заезжает на круговой перекресток, он понижает скорость и движется против часовой стрелки до съезда на нужную ему дорогу;
- Т-образные перекрестки.К основной дороге с левой или правой стороны примыкает другая (за исключением выездов с прилегающей территории). Т-образные перекрестки пересекаются по-разному, в зависимости от того, являются они регулируемыми или нет;
- Крестообразные.Перекрестки, на которых одна дорога пересекается другой (на одном уровне);
- Многосторонние.Перекрестки, соединяющие сразу несколько дорог. На них, как правило, очень интенсивное движение, поэтому при их пересечении в целях безопасности следует в точности соблюдать ПДД.
Основные правила проезда перекрестков
Несмотря на большое количество различных видов перекрестков, существует несколько правил, которые позволят всегда и везде, на любом перекрестке, чувствовать себя уверенно. Достаточно усвоить лишь 3 общих правила.
Первое правило
Первое общее правило говорит, что при повороте налево или направо водитель всегда должен уступать дорогу пешеходам или велосипедистам, если они пересекают проезжую часть, на которую он собирается повернуть. Действует оно на всех перекрестках, без исключений. Не важно, расставлены ли на них знаки приоритета, а также установлены на них светофоры или нет.
Второе правило
Второе общее правило запрещает выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, на которых уже образовался затор, если водитель будет вынужден остановиться и тем самым создаст помеху для движения транспортным средствам в поперечном направлении. В противном случае затор превратится в огромную дорожную пробку.
Это правило действует даже в том случае, если водитель едет по главной дороге или сейчас горит зеленый сигнал светофора, разрешающий движение.
Третье правило
Третье общее правило устанавливает, что в случае равного права на проезд водители руководствуются принципом «помеха справа». Это касается лишь безрельсового транспорта. Трамвай, к примеру, всегда имеет преимущество, вне зависимости от направления его движения. «Помеха справа» в ПДД — это ситуация, когда водители обязаны пропускать транспортные средства, которые расположены справа от них.
Правила проезда регулируемых перекрестков
ПДД на перекрестке, где работает светофор или присутствует регулировщик, устанавливаются очередностью сигналов. Причем в случае, когда сигналы регулировщика противоречат общим правилам пересечения перекрестков или сигналам светофора, руководствоваться нужно только ими. А если сигналы светофора противоречат некоторым дорожным знакам, то учитывать необходимо именно сигналы светофора.
Выезжать на регулируемые перекрестки можно на соответствующие разрешительные сигналы светофора или регулировщика. В случае светофоров такими сигналами являются:
- Зеленый свет.Въезд на перекресток разрешен;
- Зеленый свет с дополнительной стрелкой.После въезда на перекресток разрешено движение во всех направлениях;
- Красный или желтый свет с зеленой дополнительной стрелкой.Въезжать на перекресток разрешено только для движения в направлении, на которое указывает зеленая стрелка.
В последнем случае (красный или желтый свет с зеленой стрелкой) водитель должен всегда уступать дорогу транспорту, который движется с других направлений.
Действия водителя при смене сигнала светофора на перекрестке
Первым делом при въезде на перекресток на разрешающий сигнал автоматического светофора (в том числе и на мигающий зеленый свет) необходимо постараться сразу же освободить этот перекресток. Сделать это следует даже в том случае, если уже загорелся красный свет, а на пути следования автомобиля нет стоп-линий.
Если же стоп-линия на перекресте есть, то на запрещающий сигнал светофора перед ней всегда следует останавливаться. Продолжить движение можно будет только при зеленом разрешающем сигнале. Такие же правила действуют и в том случае, если на перекрестке работает регулировщик.
На дорожных перекрестках, где наблюдается интенсивное движение, при необходимости повернуть налево или развернуться на разрешающий сигнал светофора лучше всего руководствоваться следующим алгоритмом:
- На зеленый сигнал светофора въезжаем на перекресток, останавливаемся на середине и пропускаем все встречные транспортные средства;
- Как только загорается желтый сигнал светофора, продолжаем движение. Перед этим обязательно следует убедиться, что встречная машина снизила скорость, то есть собирается остановиться;
- Поворачиваем налево, находясь сзади последнего транспортного средства, проехавшего навстречу, не обращая внимания на сигнал светофора.
Как быть, если светофоры на перекрестке перестали работать?
Если в момент подъезда к перекрестку, который регулируется светофорами, они внезапно перестают работать, то лучшим решением станет скорейшая остановка. Это поможет в спокойной обстановке изучить перекресток, который внезапно превратился в нерегулируемый, и принять взвешенное решение. Особое внимание стоит обратить на дорожные знаки приоритета, расположенные на перекрестке.
При отключении светофоров перекресток следует проезжать по правилам, которые действуют в отношении нерегулируемых перекрестков. Однако не стоит забывать и еще об одном важном правиле, которое гласит:
Нельзя выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если на дороге возник затор и он вынудит водителя сделать остановку. Что, в свою очередь, создаст еще больше препятствий для передвижения автомобилей в поперечном направлении.
Данное правило можно перевести на более простой язык. Если вы оказались на главной дороге нерегулируемого перекрестка, то не нужно сразу же со всей силы давить на педаль газа. Предварительно следует пропустить транспортные средства, которые уже находятся на перекрестке.
Нередко возникает ситуация, когда отказавшие светофоры внезапно возобновляют свою работу. Обычно они сначала переводятся в режим желтого мигающего света, а уже после, через некоторое время, начинают работать в стандартном режиме. Но что делать, если светофоры внезапно из неработающих сразу же были переведены в штатный режим, без предупреждения?
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
Перекрестки равнозначных дорог всегда являются нерегулируемыми. Иногда на них есть неработающие светофоры или светофоры, мигающие желтым светом. На подобных перекрестках водители устанавливают очередность проезда сами, беря на вооружение принцип «помехи справа». Это означает, что водители безрельсовых транспортных средств должны уступать дорогу другим водителям, движущимся справа.
Другими словами, ответственность за соблюдением безопасного дорожного движения лежит на водителе, у которого имеется «помеха справа». Главное для этого водителя — не создать помеху для движения транспорту, который находится справа от него. Но это не всегда непременно означает остановку. Если траектории движения с «помехой справа» не пересекаются, то можно ее смело игнорировать.
Важно! Не создавать помех транспорту, находящемуся справа, означает, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение (осуществлять иные маневры), если это вынудит других участников движения, имеющих перед ним приоритет, изменить скорость или направление движения.
На равнозначном нерегулируемом перекрестке все водители равны между собой, то есть у всех есть равное право на проезд. В расчет идет лишь то, находится ли справа какое-либо транспортное средство или нет. Если же говорить о трамвае, то на таких перекрестках у него всегда будет преимущество. Не важно, в каком направлении он движется.
Правила проезда круговых перекрестков
Круговые перекрестки — это один из типов нерегулируемых перекрестков, на которых не всегда работает принцип «помехи справа».
В соответствии с ними все водители, которые уже находятся на круге, имеют преимущество перед водителями, только собирающимися въехать на него (то есть въезжающие автомобили должны уступать дорогу ТС, находящимся на круге).
Если все дороги, вливающиеся в круговой перекресток, равнозначны (не установлен знак 2.4 «Уступите дорогу»), то автомобили, которые уже находятся на круге, должны уступать дорогу въезжающим (в этом случае принцип «помехи справа» продолжает работать).
Если же перед кольцом установлен знак «Уступите дорогу», то въезжающие ТС уступают дорогу водителям, осуществляющим в данный момент круговое движение.
В случае когда перед круговым перекрестком имеется информационный знак, указывающий на второстепенные и главную дороги (при движении по кольцу), то вместе с ним обязательно закрепляется знак 4.3 «Круговое движение». А вот знак 2.4 «Уступите дорогу» ставится в зависимости от конкретной ситуации.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
На перекрестках неравнозначных дорог все водители, движущиеся по второстепенным дорогам, обязаны уступать дорогу транспортным средствам, которые едут по главной дороге. Вне зависимости от направления их дальнейшего движения (то есть абсолютно во всех случаях).
Когда у двух и более водителей возникает равное право на проезд (к примеру, все они движутся по главной дороге), то в дело опять же вступает классический принцип «помехи справа». Это же применимо и к водителям, находящимся на второстепенных дорогах, если главная дорога пуста.
Правилом «помехи справа» должны руководствоваться водители, находящиеся на главной дороге даже в том случае, если она на перекрестке меняет свое направление. Это направление обязательно показывается дорожными знаками.
Если же говорить о трамваях, то в случае, если водитель колесного транспортного средства и трамвай находятся на равнозначных дорогах (оба находится на главной или оба на второстепенной дороге), то уступать всегда надо трамваю, вне зависимости от направления его движения. В случае, когда трамвай находится на второстепенной дороге, а водитель колесного ТС — на главной, уступать дорогу трамваю не требуется.