Иск к дорожной службе по причине ДТП
Ежегодно около четверти или трети всех ДТП происходит по вине дорожных служб, которые своевременно не обеспечили должное качество улиц и автомагистралей. Многие водители знают, как оформить иск в суд, если виновником аварии является другой водитель. Но лишь единицы владеют информацией о том, как правильно судиться с дорожными компаниями.
И зря, судебная практика показывает, что некоторые автовладельцы по решению суда получают от дорожников огромные суммы на ремонт, до миллиона рублей и более. В сегодняшней статье мы расскажем об основных моментах, которые необходимо учесть при подаче искового заявления на дорожные службы, если причиной ДТП стало плохое состояние дороги.
Оглавление:
ГОСТ и качество дороги
Огромное количество российских дорог не соответствует ГОСТу Р-50597-93, который регулирует качество автомобильных дорог и улиц. Среди его требований:
- Максимальный размер дорожных ям не может превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Ямы большего размера в большинстве случаев нанесут легковому транспорту вред, если оно не сможет объехать препятствие;
- Дороги не должны иметь просадок, выбоин и других дефектов, которые не позволяют ездить по ним с максимально разрешенной скоростью;
- Зимнюю наледь на дорогах необходимо устранять в течение 4-6 часов (зависит от категории дороги).
Что делать при попадании в аварию по вине дорожников?
Если водитель попал в аварию и уверен, что причиной этого стало ненадлежащее качество дороги и другие обстоятельства, за которые ответственна дорожная служба, он должен учесть ряд важных моментов:
- При беседе с инспектором ГИБДД необходимо обратить его внимание на плохое качество дороги и на то, что авария случилась именно по этой причине. В результате беседы в протоколе ДТП должна быть отражена полная характеристика дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков и заградительных приспособлений. Подписывать протокол следует только в том случае, если в нем правильно изложены все обстоятельства аварии, которые в будущем позволят подать иск;
- После аварии нельзя ничего трогать и переставлять. Если ДТП случилось из-за попадания авто в яму, необходимо сразу же ее измерить и записать результат. Яму и другие дефекты проезжей части, отсутствие знаков и заграждений лучше зафиксировать на фото или видеокамеру. На фото должно быть указано число и время. Нелишне собрать показания свидетелей и записать их, скрепив подписями очевидцев;
- Если до составления протокола к месту аварии приехали дорожные службы, не допускайте, чтобы они засыпали дорожные ямы щебенкой, устанавливали ранее отсутствующие дорожные знаки или посыпали дорогу песком. В случае если учинить препятствия дорожникам не получилось, стоит зафиксировать их действия на камеру и привлечь свидетелей для дачи показаний о поведении дорожных рабочих;
- У свидетелей ДТП следует взять подробные контактные данные и попросить их записать свои показания в протокол. Свидетели необходимы и при составлении инспектором ГИБДД схемы аварии (не менее двух человек). На руки желательно получить ксерокопии составленного протокола и схемы ДТП;
- У инспектора Госавтоинспекции следует попросить пригласить на место аварии сотрудников дорожно-эксплуатационной компании для дачи показаний. Узнать, кто ответственен за состояние данного участка дороги можно также у сотрудника ГИБДД или по личному запросу в правоохранительные органы.
Составление искового заявления
Для подачи жалобы на дорожников в суд по ДТП необходимо составить иск, в котором кратко и понятно будут изложены все свои требования истца и обстоятельства аварии. Образцы таких исков из судебной практики, которые повсеместно встречаются в интернете, далеко не универсальны и могут не подходить к каждой конкретной ситуации.
Иски составляются при помощи компьютера или в рукописном виде. В одном заявлении может содержаться сразу несколько требований (к примеру, возмещение материального вреда и ущерба здоровью).
В исковом заявлении всегда указывается:
- наименование судебного органа, куда подается иск;
- личные данные истца (ФИО, адрес проживания, телефон) и наименование организации ответчика, ее юридический адрес и иные реквизиты;
- подробное описание обстоятельств ДТП (когда и где произошло, что стало причиной аварии, кто в ней участвовал, каков размер ущерба, причиненного истцу);
- привидение доказательств своей позиции (справки, документы, расчет суммы восстановительно-ремонтных работ);
- требования, выдвигаемые к ответчику (дорожным службам);
- цена искового заявления (сумма возмещаемого ущерба).
Основные документы для передачи в суд
Иск к дорожникам по ДТП передается в суд лично истцом или по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Вместе с иском отдаются и копии ряда документов, подтверждающих позицию истца:
- Справка из ГИБДД о случившейся аварии;
- Копия протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИБДД по установленной форме. В случае аварии по вине дорожной компании протокол составляется на ее имя в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ;
- Копия постановления об административном правонарушении, выписанного на дорожную организацию или ее начальника. Постановление составляют начальники отделов ГИБДД и их заместители, а также инспекторы дорожного надзора. Копия этого документа выдается потерпевшему (истцу) и является доказательством вины дорожников в ДТП;
- Копия акта обследования дорожных условий с места аварии, составленного инспектором ГИБДД вместе с представителем дорожной службы. Цель акта – дать характеристику условий аварии и состояния дорожного полотна. Он является основным доказательством вины дорожников в ДТП. Если сразу после аварии представитель дорожной службы не смог приехать на место ДТП, то акт должен быть составлен не позднее, чем через 24 часа после аварии, совместно с инспектором ГИБДД;
- Протокол осмотра места ДТП, составленный инспектором при двух понятых и участниках аварии. В нем отображаются необходимые замеры и результаты осмотра места происшествия. К протоколу осмотра прикладываются фотографии и видеозаписи, а также прочие доказательства аварии;
- Схема места аварии, составленная инспектором на специальном бланке. На ней в графическом виде отображается план местности и обстановка вокруг ДТП, положение транспортных средств после аварии и иные следы и предметы, связанные с ней. Схема ДТП – это приложение к протоколу осмотра места происшествия;
- Объяснения свидетелей, участников аварии и представителей дорожно-эксплуатационной компании. Они пишутся отдельно или принимаются лицом, ответственным за ведение дела об административном правонарушении;
- Заключение экспертизы о размере причиненного автомобилю ущерба по вине дорожных служб;
- Копия досудебной претензии (если была направлена дорожникам до составления иска);
- Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу иска.
В какой суд обращаться?
Исковое заявление дорожным службам подается либо мировому судье (если с дорожников предполагается взыскать не более 50 тысяч рублей), либо в городской суд (при сумме иска более 50 тысяч рублей).
По нормам Гражданского процессуального кодекса РФ иск к любой юридической организации подается по месту ее фактического нахождения. Если речь идет о филиале или представительстве организации, то исковое заявление передается по адресу этого филиала. Любой иск к дорожникам направляется либо напрямую в Росавтодор (Федеральное дорожное агентство) города Москвы, либо по месту расположения его филиалов в субъектах РФ.